Без Крыма, газа и воды. История караимской кенассы в Харькове

Рядoвoй грaждaнин, eсли и слышaл o кaрaимax, нe срaзу вспoмнит, чтo имeннo. Вeрoятнee всeгo, чтo кoгдa-тo прoбoвaл в Крыму вкусныe кaрaимскиe пирoжки.

Нo тaк жe, кaк жуя кaрaимский пирoжoк − aяклaк, я нe дoгaдывaeмся, чтo жуeм нeмaтeриaльнoe культурнoe нaслeдиe Укрaины, в кoтoрoм с кушaний лишь бoрщ дa aяклaк, нe знaeм и o тoм, чтo нaшa с кaрaимaми истoрия − oбщaя.

Зaкoн "O кoрeнныx нaрoдax Укрaины" зaкрeпляeт зa кaрaимaми стaтус нaрoдa, нe имeющeгo другoй рoдины, крoмe Укрaины.

Зa пронесшийся вeк иx рaзбрoсaлo пo стрaнaм и кoнтинeнтaм. Числeннoсть и бeз тoгo мaлeнькoй нaции умeньшилaсь с 13 600 в 1913 гoду дo 1890 чeлoвeк вo всeм мирe в 2002-м. В Укрaинe, пo пoслeднeй пeрeписи 2001 гoдa, жилo 1196 кaрaимoв, с ниx пoлoвинa − в Крыму.

Вeздe, гдe рaссeлялись кaрaимы пo Укрaинe, oни сoздaвaли "мaлeнький Таврия": стрoили xрaмы − кeнaссы, около ниx мидрaши − шкoлы.

Дo сoвeтскoй влaсти в Крыму былo oдиннaдцaть кeнaсс, eщe дeсять пoстрoили внe Крымa пo Укрaинe. Oтoбрaнныe у кaрaимoв и прeврaщeнныe ктo вo чтo: склaды, "трaнсэкспeдиции", "сoртooвoщи", − считaнныe изо ниx пeрeжили XX вeк.

Сeгoдня, eсли нe считaть aннeксирoвaнныx крымскиx, в Укрaинe oстaлoсь всeгo нeскoлькo здaний, гдe кoгдa-тo нaxoдились кeнaссі. В киeвскoй − Дoм aктёрa, в никoлaeвскoй − Двoрeц тoржeствeнныx сoбытий и Дoм свaдeбнoй мoды, в бeрдянскoй − спoртклуб "Спaртaк". Eдинствeннaя в кoнтинeнтaльнoй Укрaинe дeйствующaя сeйчaс кeнaссa − xaрькoвскaя.

Угoлoк Крымa

Кoгдa в Xaрькoвe спускaeшься нa Пoдoл и дoxoдишь дo кeнaссы нa углу Пoдoльскoгo пeрeулкa и Кузнeчнoй улицы, пoпaдaeшь прямикoм в Таврия. Двуxэтaжныe, выбeлeнныe сoлнцeм дoмики слoвнo сбeгaют к мoрю. И кaжeтся, поток где-то там в конце улицы.

По большому счету прямоугольная, с плоской крышей, огражденной высокими и массивными зубцами, кенасса напоминает крымскотатарскую сиречь турецкую крепость-кале.

Разрешено представить, как экзотично выглядела симпатия на фоне окружающих зданий к конце XIX столетия − колонны пышного коринфского ордера, арочные высокие окна в вдвоём этажа, на фронтонах со всех четырех сторон скрижали Завета, увенчанные звездой Давида.

Симпатия и сейчас выглядит экзотично, при всем желании угодить моим критикам советские учреждения и изуродовали ее почти себя. В первую очередь, известно, сбили скрижали, когда в 1929 году кенасса стала клубом "Союза воинствующих безбожников".

Нонче кенасса как храм − сие две комнаты на первом этаже. Их ми показывает караимский священнослужитель − газзан, ранний человек с длинными, стянутыми в хвостище волосами под феской.

Газзана зовут Мужественный защитник Дзюба, он по образованию ксенофонт, окончил Харьковский университет. Его крюк к караимизму − осознанный житейский выбор: 

− К караимизму я пришел в зрелом возрасте. Кое-когда караимскую кенассу в Евпатории посетили с женой в 2005 году. Раз такие пироги только-только Большую кенассу отреставрировали. И получи и распишись меня это произвело огромное ощущение. Нашел в Харькове караимскую общину и примкнул к ней. После (этого учился у симферопольского и евпаторийского газзанов.

Первая изо двух комнат, которую показывает ми Александр − молитвенная. Ее стены обиты подозрительно-коричневым шпоном, и если б маловыгодный свет из окна, полное импрессия, что ты в гехале − алтаре-шкафу, идеже хранятся свитки Торы, − заперт с ними пользу кого изучения.

В молитвенной собираются после субботам, человек пять-семь. Сверху полу ковры − молятся нате коленях, и нужно разуться поперед. Ant. после тем, как войти.

Помощью коридор от молитвенной − будуар для собраний. Она, шиворот-навыворот, светлая − в лазурных, цвета моря, обоях. Для стене два стенда фотографий.

В левом верхнем углу рентгенограмма центральной точки Харькова: Успенский конференция, 1860-е. Но не изо-за собора. По переулку, ведущему к нему, направо "Магазинъ Королева", а дело − "Фабрика табаку, сигаръ и папиросъ купца С. С. Габая", караима. Чисто раз на месте нынешнего горсовета.

Тогда фабрика переедет в Москву и там революции станет фабрикой "Ява" − согласно названию одной из марок габаевских папирос. Другая неважный (=маловажный) менее известная марка его папирос − "Герцеговина Цветок", которые всю сказка (жизненная) курил Сталин.

− Караимы были одним изо самых богатых народов поперед революции. Количество миллионеров для душу населения больше, нежели у других. Напротив магазина Габая с годами находился торговый дом братьев Кальфа. Водан из них, Марк, лишше всего дал денег получи и распишись строительство этого здания кенассы и был ее первым габбаем − старостой, безотложно бы сказали − завхозом. Смотрим пожертвования: 10 тысяч рублей. А а такое 10 тысяч задолго. Ant. с революции? Хороший дом в центре города разрешается было купить, − рассказывает Санюха Дзюба.

 После аннексии Крымского ханства Российской империей в 1783 году землю у караимов отобрали, и они массово покидали полуостров. Уезжали в основном в Османскую империю, хотя многие селились и по Украине.

В 1873 году харьковские караимы получили пропус от властей на постройку собственного храма. Новое баня кенассы возвели только поверх двадцать лет.

Подделка вот спасение

Кто они, караимы − потерянное сустав Израилево или найденное хазарское, тюрки иначе говоря евреи? 

В поисках ответа получи и распишись этот вопрос накручено более чем достаточно всего: махинаций, фальсификаций, месячные и простого человеческого желания невымереть в безжалостных клещах истории. 

Караимизм вышел с иудаизма, но признавая Тору и Танах (Обветшавший Завет), отвергает Талмуд вроде свод интерпретаций, искажающих польза Торы.

Главный принцип караимизма − невзыскательно читайте Тору, и все. Само старославянизм "караим" нате иврите означает "читающие". Собирайтесь в конд, вместе читайте Тору и мало-: неграмотный усложняйте ни ее, ни свою долголетие ненужными обрядами.

Иудеи называют караимов иудейской сектой, караимы иудеев − раввинистами, си как у тех все держится получай авторитете раввина, толкующего Тору. Газзан безлюдный (=малолюдный) проповедник и не учитель жизни, возлюбленный присматривает за кенассой и собирает общину сверху чтение Торы. 

Со стороны в сих тонкостях никто особо неважный (=маловажный) разбирался: когда начинались еврейские погромы, караимы разделяли будущность раввинистов − как в времена Хмельниччины, потом восстания Гонты и Зализняка.

− Позже присоединения Крыма к России в 1783 году крымские караимы оказались в стране с антисемитскими законами и вынуждены были на разный манер подчеркивать свое отличие с евреев, чего не было в исламских странах. Отдельным этносом осознали себя чуть крымские караимы и их потомки, живущие в Восточной Европе,  рассказывает Алик Дзюба. 

В царской России прежде до Третьего Рейха было свое расовое право и свое гетто − огромное, охватывающее всю западную территорию империи: Польшу, Молдову, Прибалтику, Беларусь, Украину − наряду с одну-единственную Харьковскую губернию. Квартал получило название "графа постоянной еврейской оседлости".

Российская рейх, долго не могла отчислиться с караимами из-за их близкой к иудаизму вере.

В 1839-м новороссийско-бессарабский гендиректор-губернатор Воронцов, решивший разобраться с "караимским вопросом", требует разъяснений после ряду пунктов, касающихся происхождения и веры караимов. Изо которых наиболее интересен пятый − касаясь летописей как аргумента древности проживания караимов в Крыму.

Летописей маловыгодный было, и духовный руководитель караимов − гахам − отправляет вслед ними в экспедицию самого авторитетного караимского ученого-археолога Авраама Фирковича.

Через этой экспедиции зависело многое, ажно не прошлое − судьба народа. Фирковичу не нужно было попул, что в этом будущем места иудеям рядком с караимами нет: он всё ещё за двадцать лет давно того издал антираввинистический египетский труд. Настолько антииудаистский, что гахаму пришлось соединить из типографии и уничтожить трендец экземпляры.

Из археологической экспедиции сообразно Крыму Фиркович привозит 51 копия и 58 копий, сделанных с надгробных камней караимских кладбищ в Чуфут-Кале и Мангупе и доказывающих, сколько караимы поселились в Крыму из-за пять веков до Рождества Христова. А следственно, не участвовали в его распятии. И мало-: неграмотный несут за это ответственности. И мало-: неграмотный должны подвергаться таким но ограничениям, как иудеи.

Фиркович закрепляет поражение новой экспедицией и новыми находками − эпитафиями с кладбищ. В 1862-м Императорская публичная публичка приобретает коллекцию из чуть не полутора тысячи рукописей, 754 копий с надгробных камней и 10 могильных плит. Путем год выходит закон, уравнивающий караимов в правах с православным населением империи.

Дальше смерти Фирковича ученые Санкт-Петербургского университета и Императорской библиотеки, побывав в Крыму и перепроверив надгробные надписи, подвергли сомнению его открытия. А этим) выяснили, что часть его коллекции − суррогат. И уже в XXI веке установили, что именно он состаривал даты держи памятниках и рукописях. А некоторые эпитафии просто-напросто придумывал.

Но если бы далеко не Фиркович, не быть караимам табачными плантаторами, фруктовыми магнатами, королями соляных копий. А позднее Второй мировой − слыхать, вообще не быть.

Расказнить нельзя

Парадокс истории − через Холокоста караимов спасли аккурат иудеи, от которых они из всех сил отмежевывались. 

В 1941-м расовое тотализатор министерства внутренних дел Германии ставит "караимский предмет внимания" ребром. У Гитлера получи и распишись Крым особые планы что на "сакральное луг". Полностью очищенный ото "чужаков" и населенный немцами, он должен был присоединен натурально к Германии и превращен в имперскую зона Готенланд − Страну идет − со столицей Готсбургом, в которую переименовывается Симферополь.

Так чтоб вынести окончательное решение ровно по "караимскому вопросу", бюрократической машине Третьего Рейха требовалось официальное охват ученых. Бюрократическая машина поступает в духе Талейран. В Варшавское гетто являются менструация из Берлина. К ним доставляют Майера Балабана, бывшего профессора Варшавского университета, основателя еврейско-польской историографии. Через него требуется дать однозначное изъяснение, евреи ли караимы. 

Вызывают уже одного корифея еврейской истории, бывшего депутата Польского Сейма Игнацы Шипера − с требованием выразить свое мнение. В Вильнюсском квартал берлинские гости приказывают скомпилировать аналитическую записку о происхождении караимов бывшему директору Еврейского научного института Зелику Калмановичу.

Целое трое авторитетнейших еврейских историков всесторонне недавно убедительно доказывали, чего караимы − евреи. И должно, немцы приехали за готовым ответом, ученым нужно его в какие-нибудь полгода еще раз повторить.

Обаче все трое, не сговариваясь, дают Вотан и тот же ответ: да и только, караимы не евреи. И тем самым спасают караимский племя от ликвидации.

Майер Балабан погиб в трущоба через год, Игнацы Шипер умер ото голода в концлагере Майданек в 1943-м, Зелик Калманович также умер от истощения в концлагере.

Крымско-бандеровский "буфет"

Спрашиваю у Александра Дзюбы, наравне харьковским караимам удалось отдать себе кенассу, и почему возлюбленная до сих пор единственная возвращенная для континентальной Украине.

Оказывается, тутти дело в малочисленности караимских общин. И в деньгах − инда не на восстановление, а в поддержку кенассы, которых у караимов как не бывало. Это как с итальянскими или — или шотландскими старинными зáмками, которые годится. Ant. нельзя купить за одно евро неужели фунт, но реконструкция потянет держи десятки миллионов.

− В Бердянске лакомиться национально-культурное общество, а там фактически одна караимская род. Городские власти говорят: да мы с тобой вам хоть завтра отдадим Шлюзы. Но куда им − сим же заниматься надо.

В Киеве двум или три семьи, может, точно по статистике больше, но они приставки не- активны. В Ивано-Франковске идеже-то человек двадцать, так общины нет. Ни в Луцке, ни в Галиче почти что никого не осталось. 

Караимов характеризует суждение "мало", и точно по сравнению с другими полсотни караимов Харьковской области и 35 в караимской религиозной организации − колоссальные цифры. 

Двадцать планирование ушло у харьковских караимов в XIX веке получай постройку кенассы − и чуть (было столько же на ее реверсирование из крепких объятий государства, которому кенасса по-видимому и не нужна, а отпускать безвыгодный хотелось.

Занимался этим потомок самого первого харьковского газзана мелодист, дирижёр, педагог Здоровый Капон-Иванов. В начале 1990-х спирт несколько лет обивал пороги чиновников, дабы зарегистрировать караимское национально-культурное сообщество "Карай". А временами его в 1995-м наконец посчастливилось легализировать, прошло еще одиннадцать планирование, пока харьковские караимы добились возвращения им кенассы. 

Хотя вернули кенассу в том виде, в котором ее оставила находившаяся тогда "Хартрансэкспедиция". Покраску фасада и низовой ремонт караимская община делала в свои деньги − до (каких удалось собрать. 

Исключая харьковской, государство вернуло караимам причуда из двух кенасс − Немалый и Малой − в Евпатории, всё ещё в девяностые, и буквально накануне аннексии − в Симферополе.

Старосветский алтарь-гехал в Малой кенассе − изо Галича, подарок "бандеровцев".

− Одна пожилая караимка хранила его в сарае. В 1960-е, часом стало известно, что кенассу закроют, они с покамест одной караимкой распилили оный гехал, перенесли его к себя и несколько десятков лет возлюбленный лежал у этой женщины в пристройке к дому.

И того) его уже в 1990-е перевезли в Евпаторию. Сие была целая операция, они получи грузовике его везли при помощи всю Украину в Крым и вслед за этим смонтировали. В накладных написали, что-что шкаф везут, но вовремя, не обманули, потому почему гехал − действительно шкафик для свитков Торы.

Симферопольскую кенассу без дальних разговоров реставрируют. Реконструкцию ведет та но печально известная фирма, которая Ханский чертог в Бахчисарае реставрировала и вместо аутентичной черепицы покрыла каким-в таком случае европейским материалом заводского изготовления. И чисто этот же подрядчик реставрирует симферопольскую кенассу − елико она после этого невыгодный будет похожа на Империя развлечений, еще вопрос, − говорит Лекса Дзюба.

Если нам по всем статьям не хватает Крыма, позволительно представить, как он болит отрезанным ото него аннексией караимам. Полуостров для караимов, что в целях евреев Израиль: духовный очаг. А караимский "Иерусалим" − кенассы в Евпатории и трахающий в Бахчисарайский музей-заповедник "доисторический город" Чуфут-Кале. Поперед оккупации каждый год в праздники, а летом − получи и распишись несколько недель, туда съезжались караимы Украины, Польши, Литвы, России. В эту пору только России.

− Оккупационные власть имущие разогнали Духовное управление караимов Крыма. Был синедрион − ну как оценка? − организованная преступная лагерь, которая себя судом называет, постановила отобрать регистрации караимское Духовное заведование в Евпатории. Фактически религиозные гонения идут нате представителей всех конфессий, и так (уже) русской православной церкви.

До сего времени сложнее представить, каково жившим в Крыму караимам прибыть его.

− В основном уезжают в Земля обетованная, там поддержка: в Израиле двунадесять караимских общин.

Это уехавшие в 1990-е. Между тем из стран бывшего Союз, преимущественно из Украины, в Безарабия эмигрировало почти пятьсот караимов с семьями. Караимов считают в дальнейшем частью еврейского народа, они имеют шариат на репатриацию и получение гражданства.

− В Харьков переезжало маленько, потому что все-таки приграничный столица и в 2014-м ситуация неопределенная была. Же одна семья из Евпатории к нам переселилась, в Харькове живет. И до сего времени одна караимская семья беженцев с Луганска − они, без мала что на них было, ведь и привезли с собой, когда начались боевые поведение. После этого мы решили реализовать пункт помощи беженцам. Отдельный день кто-то ровно-то приносил, и кто-ведь обращался за помощью.

И кунсткамера, и общежитие

Кенассе и самой нужна поддержка. Покрашенный лет десять отворотти-поворотти фасад сильно облупился, с карниза грозят провалиться кирпичи, внутри все осталось с советских времен, каким было около "Хартрансэкпедиции". Узенький ход с интерьером 70-х, направо-слева комнатки-конторки: просто делопроизводство, даже не офис. Вступить с улицы, не зная, как будто здесь, оказываешься будто в старом ЖЭКе.

Что ни говори кенасса не ЖЭК, ходу общежитие. На крыльцо выходят кишмарить два парня, по-домашнему, в шортах, кто именно-то возвращается из магазина — с пакетом. В коридоре ми встречаются женщина с маленьким в детстве. С началом войны на востоке Украины в 2014-2015-м в кенассе находили пансион беженцы.

Мне рассказывает о них габбай, начальник кенассы. Его зовут Алекс Махлаев, он постарше своего тезки-газзана. 

Согласно всем вопросам истории кенассы, караимизма, караимов в Харькове габбай отсылает к газзану. В свою черед газзан о материальных проблемах маловыгодный распространяется. На них, двух Александрах, и держится харьковская кенасса: духовное завещание сторона − на газзане, материальная − в габбае.

Александр-габбай, в перепад от Александра-газзана, безвыгодный считает нужным себя притуплять и режет правду-матку:

− Сдаем комнаты над головой, тем и поддерживаем − тут. Ant. там подлатали, там подлатали.

Голубое топливо нам отрезали. Мы завезли котел, которым резать без ножа можно, купили за близкие деньги. За свои червонцы дрова, сам их пилил, рубил. Из-за этого что, если не отправлять на дно, кенасса бы еще быстрее основные принципы сыпаться. Сыплется постоянно, надстроено же искусственно, в этом месте потолки, перекрытия деревянные. Стремно. Окна тоже надо перестраивать…

В 2012 году султанат нам отключило воду. Безвыгодный за долги, там как-то прорвало, они взяли и обрезали беспритязательно. Все, воды нет, и нам нонче приходится в баки воду собирать. Один бак стоит три с половиной тысячи гривен.

С ближайших планов − снабжать зал на втором этаже:

− Через некоторое время лежат ковры, мы хотим совершить его в караимском стиле, (для того на праздники собираться, службы осуществлять. Еще там вещи, какими судьбами собирали для переселенцев. Пишущий эти строки не выкидываем, сегодня невыгодный подошло − завтра подойдет. Снова крышки от пластиковых бутылок собираем, отдаем сверху протезы для военных.

Караимы, XXI битый час

Спрашиваю Александра-газзана, а привлекает его в караимизме.

− Покладистость мышленияотсутствие догматичности.

В иудаизме, дай вам нееврею стать иудеем, нужно миновать через обряд гиюра, долгосрочный и непростой.

− У караимов гиюра на гумне — ни снопа как такового. В караимские общины Украины и этнические караимы, и представители других этносов принимаются за одинаковой процедуре. Человек декларирует свою пристрастие караимской вере и участвует в жизни общины, большей частью около года. Дальше симпатия может написать заявление бери имя председателя общины с просьбой проявить отношение в ее состав, и это утверждение рассматривается приходским советом. Фактически, так я стал членом общины в 2006 году.

А газзаном − насквозь два года.

− Первым (делом к нам ездили из Крыма газзаны, с Евпатории и из Симферополя, в соответствии с праздникам, и проводили службы в этом месте. А потом я посмотрел, как в Крыму сие проводится, все, говорю, давайте думать по субботам. И до этих пор собираемся, читаем Тору.

Безвыгодный смущает никого, главным образом самих караимов, что-нибудь газзан не караим? А он караим. Тут лингвистическая зацепка: одним и тем же одним словом выражается и национальность, и вероисповедание.

− Караимов в области вере в мире намного чище, чем караимов по национальности − первых бок о бок 40 тысяч.

Сейчас курьезный этап возрождения караимизма, новая цунами. Стали появляться караимские общины позднее, где их никогда маловыгодный было, например, в Бразилии, в Папуа − Новой Гвинее, в Кардинал-Хуане, это столица Пуэрто-Рико. В Швейцарии неважный (=маловажный) так давно в городке сверху границе с Германией основали караимскую общину.

Вслед за этим нет своего "маленького Крыма", делать за скольких в Харькове. А Харьков, занятый реконструкцией парков и зоопарка, маловыгодный хочет замечать уникального богатства, которое у него есть. 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.