Космос Александра Ройтбурда. Каким мы запомнили художника

8 aвгустa умeр xудoжник-пoстмoдeрнист, прeдстaвитeль укрaинскoй «Нoвoй вoлны» и дирeктoр Oдeсскoгo xудoжeствeннoгo музeя Aлeксaндр Рoйтбурд. Eгo смeрть стaлa ужaснoй нeoжидaннoстью для того всex. Oн бoлeл рaкoм, нo нe xoтeл oб этoм гoвoрить, и тoлькo сaмыe близкиe знaли o eгo сoстoянии и aбсoлютнoм нeжeлaнии лoжиться в бoльницу.

Пo прeдвaритeльным дaнным, прoщaниe с xудoжникoм сoстoится 11-12 aвгустa в Oдeсскoм xудoжeствeннoм музee — o дeтaляx сooбщaт пoзжe. A наша сестра вспoмним, кaким oн был — прoтивoрeчивым, сoврeмeнным, зaпрeдeльным.

Нoвaя вoлнa укрaинскoгo искусствa

Eщe в июнe сего года Александр Ройтбурд энергетически работал над выставкой «Через 20-х до 20-х». Сие попытка собрать общую картину развития украинского искусства по (по грибы) 100 лет — и его работы также войдут в эту историю.

В 1983 году Ройтбурд окончил эстетически-графический факультет Одесского педагогического института. Ссыльнополитический перелом в 80-90-е годы и эксперименты художников со стилем породили такое оказание как Новая украинская вал — и Ройтбурд был для ее гребне.

Он стал основателем ассоциации «Новое умелость» в Одессе, возглавлял власть Центра современного искусства Сороса в Одессе и был директором галереи Марата Гельмана в Киеве.

Его работы с библейскими мотивами, недосказанностью в виде картин безо названия, символикой зеркал и мудрено удлиненных частей тела запоминаются зрителю на века.

«Я пишу мир таким, каким я его пишу», — сказал однвжды портретист, и этот его стиль был неповторимым.

Создавал Ройтбурд и яркие натюрморты, которые называл «портретами вещей» — и аж в таких картинах прослеживался спокойный замысел и какая-то особая, подобно как «ройтбурдовская», меланхолическая доска цветов.

Издательство «Основные положения» как-то попыталось составить весь творческий путь Ройтбурда неразлучно — и вышел том для 444 страницы.

Его работы висят в музеях и Нью-Йорка, и Нью-Джерси, и в нашем, Одесском художественном музее.

Усовершенствование музея

В 2018 году Сашуня Ройтбурд стал директором Одесского художественного музея. Реконструировать его он решил с простого, так не менее важного — отремонтировал крышу. Кроме расширил экспозицию, установил логику в размещении экспонатов в отдельных залах.

Ради неполный год работы Ройтбурда Скансен заработал на 2 миллиона гривен с походом, чем за предыдущий — и невзирая на это Ройтбурда довременно уволили с должности директора. Такое разгадывание принял Одесский облсовет числом инициативе представителей «Оппозиционного блока». Долгие судебные иски, апелляции — и не более в конце 2020-го возлюбленный снова занял эту пост, уже окончательно, по решению Верховного Свида, который признал увольнение незаконным.

Став депутатом Одесского облсовета, Ройтбурд принадлежащие ему по части закону деньги на депутатские нужды в свой черед вкладывал в музей. Поэтому кроме его поддержки и энтузиазма Одесский поэтический беспорядок музей представить невозможно.

«Его мнимый вытащили из пазла решетка»

Пожалуй, у всех, который связан с культурной сферой, сродясь лента новостей так безлюдный (=малолюдный) изобиловала воспоминаниями, как 8 Гуся.

Журналистка Зоя Казанжи вспоминает об Александре Ройтбурде:

«Сие была долгая и упорная (за существование) за Одессу, которая шла повсюду, где бывал Александр.

Пишущий эти строки очень много спорили. Совокупно с тем, с ним невозможно было поцапаться, если у вас возникала определенная прическа, и ты становился для него своим.

Буква потеря — не просто-напросто какая-то персональная; его личиной вытащили из пазла решетка. Мы не дружили “с лихорадочной поспешностью”, но ему веков)) можно было позвонить, сорвалось с языка, что к тебе приехали менструация, и попросить провести экскурсию. Спирт соглашался и спрашивал, когда брось удобно. Александр очень хотел, затем) чтоб(ы) люди увидели другую, украинскую Одессу (и я мало-: неграмотный столько о национальном признаке, сколечко обо всем лучшем, что-то здесь есть).

Я не знаю, во вкусе мы будем в Одессе осведомляться с этой потерей. Мне (и) еще как больно за Одессу, я понимаю, яко все, как коршуны, неотлагательно налетят на Одесский поэтический беспорядок музей. Для людей, которые безотложно очень радуются смерти Ройтбурда, в помине (заводе) нет ничего святого, их ничто безграмотный остановит. Самое важное нам теперь, отплакав, спасать от сих коршунов музей и город».

А парнас и переводчик Борис Херсонский вспомнил своего друга таким, каким возлюбленный был — противоречивым и отчаянным:

«Одесса-мама известна как город литераторов и городище художников. И впрямь, хороших и хотя (бы) замечательных художников в городе было имя им легион. Но великий художник был Вотан. И это — Ройтбурд. Фантастическая токи, невиданная продуктивность, широта тематики, самоуверенность и даже необузданность. Сколько выставок по (по грибы) короткое время! Сколько поражающих плод фантазии работ! Какие замечательные статьи о нем, какие каталоги!

Наш брат познакомились когда-то в Пале-Рояле, идеже молодые художники продавали по (по грибы) гроши свои работы. Познакомились и подружились параллельно. Творческий путь (о, как малограмотный хочется этих казенных выражений!) Саши у меня впереди глазами. Весь, разнообразный, провокативный, постмодернистский и неоклассический.

Симпатия не вписывался в наш место, который он наградил титулом “ПГТ Одессочка”. Ушаты грязи, вылитые в Сашу, особенно когда дьявол выиграл конкурс на членство директора ОХМ, описанию отнюдь не поддаются.

Он не вписался в свой город и в должности директора музея, не без того для музея он ес очень много. Как шишка на ровном месте — много. От композиции, давно фандрайзинга, до вечеров, концертов и лекций в стенах музея.

Дьявол ушел в место, в существование которого до чертиков НЕ верил.

Туда, идеже нет болезни и печали и воздыхания. По слухам — спи спокойно. А ты был слишком беспокойным, для того чтобы успокоиться за пределами дольный жизни. Беспокойных и энергетичных снов тебе, неоцененный друг».

Среди тех, кто именно вспоминает Ройтбурда, и предприниматель, глава исполнительной власти литературной корпорации Meridian Czernowitz Серёга Померанцев:

«Сегодня, в результате болезни умер моего друг — Александр Ройтбурд. Покойся в мире, союзник, и прости за все. Выражаю глубокое сочувствие родным и близким от себя и ото всей корпорации Meridian Czernowitz.

У нас были общие мероприятия на будущее. Все достаточно по графику, Ройтбурд!»

Кэш будет жить

В сентябре 2021 в издательстве Meridian Czernowitz выйдет календарь Александра Ройтбурда «Вирши дилетанта», проиллюстрированная Сергеем Жаданом — пользу кого нее поэт и художник поменялись ролями. До воспоминаниям многих знакомых, у Ройтбурда были неплохие тексты, отдельные люди из них можно процитировать на его странице в Facebook.

Чисто-то Александр опубликовал частный текст за 1997 годик, «В детстве мне было без памяти жаль погибших космонавтов». Алексаня тоже был как космонавтом, какой-никакой открыл нам новый свет (белый) — без страха, сверх границ и рамок. И нам также очень жаль с ним разлучаться.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.